• Как научиться замечать свои ошибки в тексте?

    На практике, особенно у копирайтеров-новичков, часто выходит так: писал и думал одно, а читатель понял совершенно другое. Есть и параллельный пример: читая чужие тексты, мы замечаем массу логических и других ошибок, стилистических неточностей и прочих недоделок.

    Для копирайтера очень важно уметь читать свой текст чужими глазами, используя ряд простых приемов и правил.

    Как научиться читать свой текст чужими глазами?

    Автор Галина Москаленко, Интернет-журнал «Школа Жизни»

    Осмелюсь предположить: все мы хотим, чтобы наши статьи и мысли в них читатель воспринимал именно так, как мы задумывали. И многие из нас хорошо знают, как легко обнаружить недостатки в чужих текстах и как трудно – в своих. Попробую в двух статьях (одной маловато будет) раскрыть секреты умения видеть текст чужими глазами. Тема эта несложная, но потребует некоторых интеллектуальных усилий, ведь нам предстоит заняться не чем иным, как формированием стилистического мышления и выработкой навыков распознавания и ликвидации стилистических ошибок.

    Ну, если я не слишком вас напугала, приступим к первому занятию.

    Важный навык для пишущего – умение различать первоначальное и окончательное восприятие текста. Текст ясен, если он верно понимается читателем сразу же, без повторного перечитывания. Когда же читателю может потребоваться повторное перечитывание? Речевых ситуаций, провоцирующих искаженное понимание смысла письменного высказывания, несколько. Мы будем говорить только об одной из них.

    СМЕЩЕННОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

    Прочитайте предложения:

    1. У одних писателей портрет дается более подробно, у других – речевая характеристика.
    2. Гоголь вначале сравнивает Собакевича с медведем, а потом называет его этим словом.

    Позвольте я угадаю: в первом случае вы поставили логическое ударение на словах «более подробно». И только дочитав до конца и перечитав предложение, вам удалось снять ошибку. Действительно, пишущий хотел выделить слово «портрет».

    Во втором случае вы сделали акцент на сочетании «с медведем», а пишущий делал его на слове «сравнивает».

    Почему автор приведенных выше предложений написал их так? И почему вы прочитали иначе?
    Пишущий, произнося свой текст про себя, всё выделил правильно – так ему казалось. Да, в устной речи мы можем поднажать на ключевое слово интонацией, и, читая собственный текст, мы всегда знаем, какое слово мы логически выделяем. Но читатель об этом не знает, не догадывается.

    Запомним правило! Читатель всегда видит логически ударное слово справа, в конце предложения.

    Итак, нам недостаточно знать самим, на каком слове мы ставим логическое ударение в собственном тексте. Нам надо еще и просигнализировать об этом читателю. Как это можно сделать?

    Существует три приема выражения логического ударения в письменной речи:

    1. Перемещение выделяемого слова в ударную позицию (позиционный способ).
    2. Добавление слов-усилителей (лексический способ).
    3. Использование шрифтовых и знаковых средств (графический способ).

    Для начала мы поговорим о позиционном способе.

    В свое время высказывалось множество мнений о том, какая именно позиция в предложении является логически ударной. Не стану вас утомлять перечислением этих мнений. Эксперименты показали: логическое ударение слову придает именно конечная позиция. Если мы пишем: «Человек сидел в кресле» – значит, хотим подчеркнуть, что человек сидел именно в кресле, а не на стуле и не на полу. Стоит написать «В кресле сидел человек», как выделяется слово «человек» (то ли его, этого человека, вообще не должно было быть, то ли в кресле мог сидеть и кто-нибудь другой).

    Практический совет. Следите за тем, чтобы в ударную позицию не попало случайное слово, которое вы не мыслили логически выделять.

    Дополнительная информация для любознательных.

    1. К конечной, а стало быть и ударной, приравнивается позиция перед запятой, на месте которой могла бы стоять точка.

    2. Логически ударной является и позиция перед скобкой и некоторыми другими знаками препинания. Пример: «Медсестра не осознавала, что дает яд больному (она перепутала лекарства)». Читатель выделяет слово «больному», тогда как логически ударным должно быть слово «яд». Следует поменять эти слова местами.

    Упражнение. Исправьте предложения.
    А) Писатель читал сначала сам корректуру, а потом давал редактору.
    В) В первом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором – числительные.
    С) Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня.

    Внимание! Ударная позиция является одним из самых слабых средств логического выделения. Поэтому, если в предложении есть другие средства такого выделения (лексические или графические), стоящие левее ударной позиции, читатель воспримет логическое ударение на слове, выделенном именно с помощью этих, более сильных средств. О них мы поговорим в следующей статье. До встречи!

    Полезная книга: Б.С. Мучник. Культура письменной речи.

    Еще два распространенных способа передачи в своем тексте логического ударения – лексический и графический.

    Запомним пять основных лексических средств, пять усилителей, работающих на выделение слова в тексте:

    1. Выделяющие частицы: это, именно, как раз, исключительно, единственно, только, лишь, даже, и.

    Эти частицы всегда выделяют следующее за ними слово. Давайте понаблюдаем за поведением логического ударения в предложениях: «Я вчера ездил к бабушке» и «Это я вчера ездил к бабушке». Нетрудно заметить, что частица это заставляет нас логически выделить слово я, хотя в ударной позиции находится слово бабушке (а мы уже говорили о том, что позиционный способ намного слабее других).

    Частицы ли, же, -то выделяют предшествующее им слово. Сравните: «Когда мы пойдем в зоопарк?» – «Когда же мы пойдем в зоопарк?»; «Ты написал сочинение?» – «Ты ли написал сочинение?»; «В те времена крестьяне читать не умели» – «В те времена крестьяне читать-то не умели».

    Внимание: пропуск выделяющей частицы, как и неправильное ее употребление, создают смещенное логическое ударение, затемняют смысл вашего текста. Сравним предложения: «Только он заходил в ту комнату» – «Он заходил только в ту комнату»; «Такая статья и была написана мною» – «Такая статья была написана и мною».

    2. Уточнения (уточняющие синонимы).

    Посмотрите, что происходит с логическим ударением в предложении: «Эта теория названа общей, так как она является обобщением, расширением специальной теории». Если мы уберем один из смежных синонимов («расширение» или «обобщение»), логическое ударение в восприятии читателя переместится на конечное сочетание («специальной теории»). Смысл предложения был бы в этом случае искажен, и только нагнетание синонимов сосредоточивает логическое ударение в нужном месте. Запомните! – логическое ударение воспринимается именно на втором из двух смежных синонимов.

    3. Усилители наречного типа.

    В этой роли выступают наречия меры и степени: весьма, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютно и т.п. Сравните: «Я вчера был в театре» – «Я вчера действительно был в театре»; «Точное слово подобрала сейчас Валентина» – «Очень точное слово подобрала сейчас Валентина».

    4. Повторение слова (буквальное или вариативное).

    Здесь всё ясно. Ограничимся примерами: «Я понял, понял жизни ад», «От искр всю ночь, всю ночь светло», «Только зачем, зачем ты поддаешься влиянию этого человека?».
    Вариативные повторы: давным-давно, один-одинешенек, всего-навсего, криком кричит.

    5. Противопоставление.

    В предложении «Она написала не статью, а книгу о воспитании детей» слово «книгу» выделено противопоставлением, поэтому логическое ударение воспринимается именно на этом слове, хотя в ударной позиции находится другое. Обычные средства противопоставления – не …, а; как …, так и… и т.п.

    Графические средства передачи логического ударения

    1. Выделяющие шрифты. Курсив, полужирный шрифт, ПРОПИСНЫЕ буквы. Сюда же можно отнести графическое выделение слова разрядкой и подчеркивание – однако в Word`е при выравнивании текста по ширине показать р а з р я д к у сложно (разве что с помощью де-фи-сов между слогами или б-у-к-в-а-м-и), а подчеркивание слова в электронных версиях текста может ошибочно восприниматься читателем как гиперссылка.

    При использовании выделяющего шрифта нас подстерегают две наиболее распространенные ошибки: выделение не того слова и употребление шрифтового выделения в функции, не связанной с передачей логического ударения.

    2. Знак ударения – акýт. Иногда возникают ситуации, когда предложение написано так, как оно и должно быть написано, а логическое ударение не воспринимается читателем сразу, приходится перечитывать. Что делать? – перестановка слов порождает корявую, искусственную фразу, добавить лексический усилитель не удается, выделяющий шрифт перебарщивает, чересчур уж выделяет, а этого вроде не требуется… Единственное средство в таких случаях – знак ударения.

    Написано: «Конец показывает, что каждый может», «Сокол против воробьев, а против кошки – мышь». (Пословицы.) Варианты исправления: «Конец показывает, чтó каждый может», «Сóкол против воробьев, а против кошки – мышь».

    3. Восклицательный знак (а также два или три восклицательных знака в скобках). «При издании своего словаря В.И Даль провел четырнадцать (!) корректур трехсот тридцати печатных листов большого формата».

    4. Выделяющее тире. В предложении «Исследователь установил, что это есенинское четверостишие» в ударной (конечной) позиции стоит не то слово, которое требовалось. Исправить ошибку можно с помощью тире: «Исследователь установил, что это – есенинское четверостишие»

    Ну вот, теперь мы знаем, как просигнализировать читателю о том, какое слово при чтении нашего текста ему следует логически выделить. Наши инструменты всегда при нас, нам остается только выбрать наиболее подходящий из них для каждой конкретной ситуации.

    В заключение перечислю рассмотренные нами позиционные, лексические и графические средства передачи логического ударения в письменной речи – в порядке убывания их выделяющей силы: (!!!), (!!), (!), курсив, разрядка и т.п., лексические средства по два-три вместе, одиночный лексический усилитель, выделяющее тире, знак акут, ударная позиция. Помните, что соседние средства этого ряда легко поддаются взаимной замене.

    Всё!

    А.С.

    Метки: ,

    Постоянная ссылка на статью: Как научиться замечать свои ошибки в тексте?

  • Комментариев: 2

    WP_Modern_Notepad
    • Лана Пишет:

      Здравствуйте. Куда отнестся частица -»хотя»?

    • А.С. Пишет:

      «Хотя» — не выделяющая частица.
      Вот что нам дает Грамота.ру:
      Употр. при выражении усиления, соответствуя по значению сл.: даже, пусть даже. // По крайней мере, во всяком случае. // По меньшей мере, самое меньшее.
      Употр. при иллюстрации своей речи, соответствуя по значению сл.: к примеру, например.
      Только, лишь, единственно. // Любой, в любое место, в любое время (в сочетании с относительными местоимениями и наречиями). // Лишь бы только какой-нибудь, лишь бы только куда-нибудь (в сочетании с неопределенными местоимениями и наречиями).

    Оставьте комментарий

    Замечание: Комментарии модерируются и будут опубликованы после проверки.

Статьи