• Живые описания: уничтожаем слова-наполнители

    Еще одна проблема, портящая тексты начинающих, а зачастую и опытных копирайтеров — слова-наполнители, то есть слова, не несущие смысловой нагрузки. Основная сложность в том, что выявить их можно только опытным взглядом, а ликвидировать иногда жалко. Но уметь это делать должен каждый копирайтер.

    Как сделать описания живыми? Избавьтесь от слов-наполнителей

    Автор Галина Москаленко, Интернет-журнал «Школа Жизни»

    О словах-паразитах было. О лишних словах (тавтология, плеоназм) было. Теперь еще и слова-наполнители! Ничего не поделаешь. Есть такая проблема – придется о ней поговорить.

    Три абзаца необходимых предуведомлений

    О словах-паразитах нам известно едва ли не всё, и любой школьник без подготовки приведет десяток-другой примеров словесной шелухи. Всё верно, паразиты засоряют речь, как правило устную, и это настолько очевидно, что статьи обо всех этих «как говорится» да «так сказать» споров не вызывают.

    Проблема лишних слов входит в разряд узкоспециальных. Статьи на эту тему рассчитаны на более подготовленного читателя, в частности на читателя пишущего. Напоминаю: лишние слова превращают статьи в длинный и вялый текст, в котором заблудишься раньше, чем доберешься до сути изложения. И вот тут уже возникают споры. Одни утверждают (и я в их числе), что в словосочетаниях, к примеру, «кивнул головой», «ни копейки денег», «август месяц» последние слова лишние, другие рвут на груди рубаху, доказывая обратное.

    Думаю, сведения о словах-наполнителях способны вызвать возражения куда более резкие. Поэтому всех слабонервных прошу перейти к темам простым и приятным. Спорщикам заявляю сразу: пишите как хотите. Я обращаюсь к тем, кто хочет улучшить свой стиль, кто способен отличить жесткие правила от рекомендаций, кто в состоянии определить, когда использование предлагаемых приемов уместно, а когда нет, и, наконец, к тем, кто просто умеет принимать информацию к сведению.

    Что такое слова-наполнители?

    Слова-наполнители в поэзии

    Чаще всего этот термин – слова-наполнители – встречается в поэтической среде. Послушаем поэта: «Скажем, я пишу свой стих… На бумагу просто выплескиваются эмоции. То, что получилось, называю скелетом. В нем уже есть все основное, смысловое, ключевое. Но есть и слова-наполнители, нечто вроде мычания или татаканья, вставляемые лишь для того, чтобы не потерять темп, ритмику, размерность; когда делаешь скелет, некогда заниматься деталями. Затем «мычание» надо выбросить и построить строки так, чтобы обойтись без него».

    Если слова-наполнители попадаются в готовых стихах (обычно это беда начинающих поэтов), критики рассуждают так: «Бывает, скажем, мысль, которую он (автор) хочет выразить. Для этого требуется две-три строчки. Автор в курсе, что для того, что, по его сведениям, есть «стихи», строчек надо больше. И он начинает надувать эти две-три строчки бессмысленным наполнителем».

    Чаще всего объектами нападок становятся те сорняки-наполнители, которые мы, не пишущие стихов, относим или к речевым паразитам, или лишним словам: уж, вот, так, в общем, ну, ведь. Иногда наполнителями в стихах становятся слова полнозначные, но совершенно не нужные, случайные в конкретном тексте, то есть не работающие на раскрытие темы. Неопытные стихотворцы вставляют их только для рифмы. Мы же в подобных случаях говорим, что автор отклонился от темы или грешит многотемьем. Обвиняемые в использовании наполнителей поэты, как правило, знают, что обмишурились: «Средства погони (за рифмой, идеальным соблюдением размера) были паскудно негодны, мне за них очень теперь стыдно» – так отвечают на критику авторы, понимающие, о чем идет речь.

    С поэтами ясно. При чем тут мы?

    Наполнители в описаниях

    Наполнители в наших (и не только в наших) статьях с виду настолько безобидны, что никто их не замечает. Действительно, чем плохи в описаниях словосочетания: чудесная природа, волшебный пляж, прекрасный отдых, красочный ритуал, необычный вариант (знакомства), причудливый фон, идиллическая пара, удобный темперамент, интересные места (в городе), странный объект, фешенебельный отель?

    Чем плохи? Знакомьтесь: все первые слова – прилагательные в приведенных парах – это и есть слова-наполнители. Они не говорят ничего. Тексты, пестрящие ими, это в худшем случае «рыба» (скелет, как выразился выше поэт), заготовка для будущей статьи, в лучшем случае – черновик, над которым ещё работать и работать. Когда мы используем подобные слова, мы только заполняем место. О таких творениях, дойди они до читателя, говорят: «писаны на коленке».

    Да, иногда трудно найти точную деталь, которая характеризует платье женщины. Гораздо проще обойтись наполнителем модное. Легче, кажется, описать стеклобетонный небоскреб, но и тут лениво сообщают: современное здание.

    Автор пишет о любимом городе и, возможно, в эти минуты вспоминает с замирающим сердцем ослепительный воскресный день, с терпкой водой из фонтанчика на центральной площади, с трамвайными звонками, болтающимися между веток недозрелыми вишнями и смеющейся нарядной толпой. А в статье мы читаем, что город красивый, в нем множество красивых зданий, особенно красив въезд в город, не менее красив и центр города, – и это в двух первых абзацах!

    Пусть не вводят вас в заблуждение добрые отзывы-комментарии. Неискушенный читатель на самом деле мало что понял и еще меньше увидел. Ах, все-таки понял? И даже увидел? Да, слова-наполнители могут кое-что сказать – но то, что они говорят вам, это совсем не то, что они говорят читателю. Как выразился Уильям Зинссер: «Романтичный рассвет для одного означает похмелье для другого».

    Моя знакомая как-то рассказывала об одном из своих ухажеров: «Красавец! Красавец! Шляпа зеленая, рубаха красная, зубы золотые!» А теперь представьте, какую картину «увидит» эта дама, встретив в статье упоминание о красивых туземцах Новой Зеландии.

    Итак, совет: избегайте слов-наполнителей. Уберите их совсем – право же, ни к чему советовать читателю купить симпатичный блокнот для записей и украсить письменный стол очаровательной безделушкой. Или расшифруйте наполнитель – как говорил мой учитель: «Сделал заявление – дай справку! Утверждаешь что-то – докажи!» Или – и это лучше всего – заставьте читателя сделать собственные выводы о герое, отдыхе, городе, природе, которым вы посвятили свою статью.

    Обзор полезных сайтов

    Компания ЗАО НПК «Фатум» появилась на российском IT рынке в 1992 году, когда всемирная сеть лишь начинала свое шествие по территории бывшего Союза. Сегодня основная деятельность компании – раскрутка и продвижение сайтов в Санкт-Петербурге, но клиенты «Фатума» территориально разбросаны по всему миру. Наиболее актуальные и востребованные предложения — управление контекстными рекламными кампаниями, составление и анализ детальных аналитических отчетов, поисковое продвижение сайтов любого уровня сложности.

    А.С.

    Метки: , ,

    Постоянная ссылка на статью: Живые описания: уничтожаем слова-наполнители

  • 1 комментарий

    WP_Modern_Notepad
    • kitsune Пишет:

      Постараюсь прислушаться к данному совету…
      Да и описывать лучше с деталями и подробностями, нежели общими словами…

    Оставьте комментарий

    Замечание: Комментарии модерируются и будут опубликованы после проверки.

Статьи