Правильное конспектирование — целая наука, одинаково необходимая как профессиональному копирайтеру, так и блогеру. Естественно, в век цифровой техники ни одному копирайтеру не придет в голову пойти брать интервью без диктофона, но иногда его под рукой нет. У блогера же часто возникает необходимость переработки чужого выступления, речи, текста. Итак, как конспектировать правильно?
Самый надежный вариант конспекта — тезисное конспектирование. Тезисы – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Они лаконично выражают суть услышанного, дают возможность раскрыть содержание.
Приступая к конспектированию, необходимо психологически подготовить себя к восприятию новой информации. Нужно уметь цепляться к словам, обращать внимание на места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую лектор выделяет интонационно либо отмечает словами, например, «это важно», «отметьте, что…», «важнейшее в данном случае…» и т.п.
Нередко необходимо «свернуть» текст, чтобы успеть записать основное, например:
Не следует писать:
мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев…;
по последним подсчетам зарубежных социологов…;
имеющиеся данные показывают, что…;
представляет собой;
для того чтобы;
сближаются между собой.
Следует писать:
в ряде случаев…;
по подсчетам…;
по данным…;
представляет;
чтобы;
сближаются.
Одним из эффективных способов увеличения скорости записи информации является сокращение слов. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в конспекте. Вот несколько различных общеупотребительных сокращений из студенческой практики (а проанализировав свои тексты, можно создать свой набор сокращений):
1. При записи существительных можно отбрасывать середину слова (гос-во, рев-ция, уч-ся, кол-ва, пед-ка, псих-гия, образ-ние).
2. Целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры:
абс. – абсолютный;
авт. – автономный;
АН– Академия наук;
общепринятые знаки:
# – то-то не есть то-то
> – больше
< – меньше
NB! – очень важно!
V – сравнение, сопоставление
3. Часто встречающиеся окончания можно обозначить волнистой линией. Например, в словах «значение», «изменение», «движение», «течение» и прочих подобных можно вместо одинакового суффикса нарисовать волнистую линию.
В словах «компетентность», «общительность», «обаятельность» конечное «-ность» обозначить Ђ: компетеЂ, общительЂ и т.п.
4. Вместо обычных сокращений, гораздо более эффективно использовать специальные приемы, такие как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктографию и иероглифику (использование рисунков), специальные способы записи окончаний.
5. Использовать индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. Так, интересны сокращения, встречающиеся в дневниках Н. Г. Чернышевского: ЖЗ – жизнь и Х – если.
6. Если вы владеете стенографией, она в этом деле вам очень пригодится.
7. Язык символов. Считается, что легче конспектировать технический текст, так как в точных науках существует множество общепринятых символов и знаков. Но символы и знаки точных наук можно использовать для конспекта на любую тему. Например, ∑ – сумма, 1/2 – половина, √ – корень, ∞ – бесконечность и многие другие.
8. Можно завести свой словарик сокращений на последнем листе конспекта, чтобы после не тратить времени на разгадывание смысла значков.
Используя общепринятые сокращения и придумывая свои, в скором времени вы приблизите скорость вашего письма к скорости речи лектора.
Основные этапы правильного конспектирования — прием информации, а затем переформулирование и фиксация.
Прием информации – восприятие учебной информации из уст лектора, который осуществляется слуховым анализатором. На осмысление услышанного влияют:
– уровень общей культуры конспектирующего;
– уровень его профессиональных (специальных) знаний;
– уровень языковой культуры.
Поэтому каждому обучающемуся необходимо развивать как общую культуру, так и уровень профессиональных знаний и языковую культуру.
Переформулирование (трансформация) – обработка информации с целью быстрой записи. Подобная переработка информации приводит к уменьшению ее объема за счет исключения ненужных слов и подробностей, всевозможных повторов, частностей, лишних деталей и т.п.
На лекционном занятии в условиях нехватки времени целесообразно применять линейно-последовательный способ конспектирования, при котором применяют плакатно-оформительские средства, которые включают в себя следующие:
Отмечайте степень важности информации. Вертикальный штрих по правому краю с надписью:
│NB! или ОЧ ВАЖН позволит вам не тратить время на подчеркивание всего абзаца.
│ПРОЦИТ будет значить, что надо выучить и процитировать при ответе на семинарском занятии весь абзац целиком.
│ПРОЦИТ. СВ. – указание, в каком месте ответа должна появиться эта цитата.
Помечайте все места, к которым собираетесь вернуться.
При первом перечитывании лекции некоторые места могут вам показаться неясными. Их пока оставьте в покое и напишите на полях ПЕРЕЧИТ. Разберетесь с ними, когда чтение остальных текстов поможет прояснить идеи.
Выделяйте жирным (или другим) шрифтом особо значимые слова. Например, определение какого-либо понятия целесообразно написать жирным шрифтом, чтобы сразу увидеть. Пользуйтесь разными цветами. Возьмите тонкие фломастеры. Пусть цвет, который вы выбрали, что-либо обозначает. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др. Цветные фломастеры очень помогают при логическом освоении учебного материала.
Кроме того, можно:
использовать маркеры;
применять подчеркивание;
заключать в рамку главную информацию;
сдвигать текст конспекта по горизонтали;
сдвигать текст конспекта по вертикали.
И напоследок:
NB!│ Возьмите на вооружение шесть ключей к успешному конспектированию:
– записывать;
– сокращать;
– структурировать;
– излагать;
– отображать;
– просматривать.
По материалам статьи Лолиты Сафроновой «Как правильно конспектировать? Приемы сокращений в тексте»