• Правильное конспектирование

    Правильное конспектирование — целая наука, одинаково необходимая как профессиональному копирайтеру, так и блогеру. Естественно, в век цифровой техники ни одному копирайтеру не придет в голову пойти брать интервью без диктофона, но иногда его под рукой нет. У блогера же часто возникает необходимость переработки чужого выступления, речи, текста. Итак, как конспектировать правильно?

    Самый надежный вариант конспекта — тезисное конспектирование. Тезисы – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Они лаконично выражают суть услышанного, дают возможность раскрыть содержание.

    Приступая к конспектированию, необходимо психологически подготовить себя к восприятию новой информации. Нужно уметь цепляться к словам, обращать внимание на места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую лектор выделяет интонационно либо отмечает словами, например, «это важно», «отметьте, что…», «важнейшее в данном случае…» и т.п.

    Нередко необходимо «свернуть» текст, чтобы успеть записать основное, например:

    Не следует писать:
    мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев…;
    по последним подсчетам зарубежных социологов…;
    имеющиеся данные показывают, что…;
    представляет собой;
    для того чтобы;
    сближаются между собой.

    Следует писать:
    в ряде случаев…;
    по подсчетам…;
    по данным…;
    представляет;
    чтобы;
    сближаются.

    Одним из эффективных способов увеличения скорости записи информации является сокращение слов. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в конспекте. Вот несколько различных общеупотребительных сокращений из студенческой практики (а проанализировав свои тексты, можно создать свой набор сокращений):

    1. При записи существительных можно отбрасывать середину слова (гос-во, рев-ция, уч-ся, кол-ва, пед-ка, псих-гия, образ-ние).

    2. Целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры:

    абс. – абсолютный;
    авт. – автономный;
    АН– Академия наук;

    общепринятые знаки:
    # – то-то не есть то-то
    > – больше
    < – меньше
    NB! – очень важно!
    V – сравнение, сопоставление

    3. Часто встречающиеся окончания можно обозначить волнистой линией. Например, в словах «значение», «изменение», «движение», «течение» и прочих подобных можно вместо одинакового суффикса нарисовать волнистую линию.

    В словах «компетентность», «общительность», «обаятельность» конечное «-ность» обозначить Ђ: компетеЂ, общительЂ и т.п.

    4. Вместо обычных сокращений, гораздо более эффективно использовать специальные приемы, такие как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктографию и иероглифику (использование рисунков), специальные способы записи окончаний.

    5. Использовать индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. Так, интересны сокращения, встречающиеся в дневниках Н. Г. Чернышевского: ЖЗ – жизнь и Х – если.

    6. Если вы владеете стенографией, она в этом деле вам очень пригодится.

    7. Язык символов. Считается, что легче конспектировать технический текст, так как в точных науках существует множество общепринятых символов и знаков. Но символы и знаки точных наук можно использовать для конспекта на любую тему. Например, ∑ – сумма, 1/2 – половина, √ – корень, ∞ – бесконечность и многие другие.

    8. Можно завести свой словарик сокращений на последнем листе конспекта, чтобы после не тратить времени на разгадывание смысла значков.

    Используя общепринятые сокращения и придумывая свои, в скором времени вы приблизите скорость вашего письма к скорости речи лектора.

    Основные этапы правильного конспектирования — прием информации, а затем переформулирование и фиксация.

    Прием информации – восприятие учебной информации из уст лектора, который осуществляется слуховым анализатором. На осмысление услышанного влияют:
    – уровень общей культуры конспектирующего;
    – уровень его профессиональных (специальных) знаний;
    – уровень языковой культуры.
    Поэтому каждому обучающемуся необходимо развивать как общую культуру, так и уровень профессиональных знаний и языковую культуру.

    Переформулирование (трансформация) – обработка информации с целью быстрой записи. Подобная переработка информации приводит к уменьшению ее объема за счет исключения ненужных слов и подробностей, всевозможных повторов, частностей, лишних деталей и т.п.

    На лекционном занятии в условиях нехватки времени целесообразно применять линейно-последовательный способ конспектирования, при котором применяют плакатно-оформительские средства, которые включают в себя следующие:

    Отмечайте степень важности информации. Вертикальный штрих по правому краю с надписью:

    │NB! или ОЧ ВАЖН позволит вам не тратить время на подчеркивание всего абзаца.

    │ПРОЦИТ будет значить, что надо выучить и процитировать при ответе на семинарском занятии весь абзац целиком.

    │ПРОЦИТ. СВ. – указание, в каком месте ответа должна появиться эта цитата.

    Помечайте все места, к которым собираетесь вернуться.

    При первом перечитывании лекции некоторые места могут вам показаться неясными. Их пока оставьте в покое и напишите на полях ПЕРЕЧИТ. Разберетесь с ними, когда чтение остальных текстов поможет прояснить идеи.

    Выделяйте жирным (или другим) шрифтом особо значимые слова. Например, определение какого-либо понятия целесообразно написать жирным шрифтом, чтобы сразу увидеть. Пользуйтесь разными цветами. Возьмите тонкие фломастеры. Пусть цвет, который вы выбрали, что-либо обозначает. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др. Цветные фломастеры очень помогают при логическом освоении учебного материала.

    Кроме того, можно:
    использовать маркеры;
    применять подчеркивание;
    заключать в рамку главную информацию;
    сдвигать текст конспекта по горизонтали;
    сдвигать текст конспекта по вертикали.

    И напоследок:

    NB!│ Возьмите на вооружение шесть ключей к успешному конспектированию:

    – записывать;
    – сокращать;
    – структурировать;
    – излагать;
    – отображать;
    – просматривать.

    По материалам статьи Лолиты Сафроновой «Как правильно конспектировать? Приемы сокращений в тексте»

    А.С.

    Метки: ,

    Постоянная ссылка на статью: Правильное конспектирование

  • Оставьте комментарий

    Замечание: Комментарии модерируются и будут опубликованы после проверки.

Статьи